Об эклектиках

Сомнение принимает самые различные облики; изменчивое, как Протей, оно часто не осознает само себя. Сомневающиеся бесконечно многообразны, и мне придется рассмотреть здесь сразу несколько художников, которых роднит между собой лишь одна общая черта — отсутствие четко выраженной индивидуальности.

Среди них встречаются люди серьезные и преисполненные доброй воли. Эти достойны сожаления.

Вот, например, г-н П а н е т и, которого после его возвращения из Рима кое-кто, преимущественно друзья, считали колористом, выставил в этом году холст на редкость неприятного вида — «Солон, диктующий законы»; картина повешена слишком высоко, а посему трудно изучить в деталях этот нелепый пережиток школы классицизма.

Вот уже два года г-н Панети дает в Салон вещи, написанные в самой различной манере.


Г-н Г л е з обманывает возлагавшиеся на него поначалу надежды, выставляя работы заурядные по стилю и путаные по композиции. Всякий раз, как он берется за что-либо, кроме женских фигур, он теряется. По мнению г-на Глеза, колорит достигается лишь путем применения ярких тонов. У оформителей витрин и у театральных костюмеров тоже есть склонность к сочным краскам, но она отнюдь не служит залогом гармонии.

В картине «Кровь Венеры» Венера привлекательна и нежна, хорошо схвачено ее движение; зато сидящая перед ней на корточках нимфа нестерпимо шаблонно.

Аналогичный упрек в отношении цвета можно сделать и г-ну Мату. Кроме того, художник, который когда-то начинал как рисовальщик и занимался в основном поисками сложной гармонии линий, не должен был бы придавать фигуре столь неестественный поворот шеи и изгиб рук. Даже если такова прихоть природы, то твердый в своих принципах и приверженный к идеалу художник не должен слепо ей повиноваться.


Г-н Шенавар — художник исключительно образованный и усердный. Несколько лет тому назад было отмечено его «Мученичество святого Поликарпа», выполненное им в сотрудничестве с г-ном Комер а. Эта картина свидетельствовала о подлинном знании композиции и о старательном изучении итальянских мастеров. В этом году г-н Шенавар снова доказал наличие вкуса в выборе сюжета и умелость в рисунке. Однако когда соревнуешься с Микеланджело, то не лучше ли направить свои усилия на поиски колорита?


В г-не А. Г и н ь е всегда сосуществуют два разных художника — Сальватор и Декан. Г-н Гинье-Сальватор пишет сепией. Г-н Гинье-Декан теряет индивидуальность уже в силу самой раздвоенности. Картина «Кондотьеры после грабежа» выполнена в первой манере; «Ксеркс» — ближе ко второй. Эта последняя работа довольно хорошо скомпонована, однако желание художника ухищрениями и эрудицией удивить и заинтриговать зрителя отвлекает его от главного; сходный недостаток мы видим и в «Фараонах».


Господа Б р юн и ^К игу уже хорошо известны публике. Даже в пору расцвета картины г-на Жигу были всего лишь увеличенными иллюстрациями. После многих неудач он наконец показал нам полотно, которое хоть и не очень самобытно, но все же неплохо сделано. «Обручение Богоматери» могло бы принадлежать кисти одного из многочисленных флорентийцев времен упадка, который вдруг заинтересовался цветом.

Г-н Брюн напоминает братьев Карраччи и прочих поздних эклектиков: в его работах чувствуется добротность, но в них мало или вовсе нет души; ни одной крупной ошибки, но и ни одного крупного достоинства.

Кое-кто из эклектиков внушает интерес, но имеются среди них и такие, чьи причуды доходят до гротеска и вызывают каждый год злорадные насмешки скучающих любителей живописи, которым зрелище сугубого уродства доставляет минутное развлечение.


Г-н Бар, склонный к хладнокровным безумствам, как видно, изнемогает под тяжестью груза, который он сам на себя взвалил. Время от времени он возвращается к своей естественной манере, мало отличной от манеры большинства. Мне сказали, что автор «Ладьи Харона» является учеником г-на Ораса Берне.


Г-н Б и а р — мастер на все руки. Казалось бы, именно это обстоятельство должно оградить его от всяких сомнений и никто не может быть больше уверен в своей работе, чем он. Однако заметьте, что при всем его пугающем багаже — исторические полотна, путевые зарисовки, сентиментальные и назидательные картины — имеется все же один жанр, которого он избегает. Г-н Биар отступил перед религиозной живописью. Значит, он не вполне еще уверен в своих возможностях.