Анализ стихотворения Мечта любопытного

Анализ стихотворения Мечта любопытного Шарль Пьер Бодлер

Прежде чем перейти к анализу стихотворения, хочется напомнить, что «Мечта любопытного» является частью последней главы «Смерть» сборника «Цветы зла». Существует единое мнение литературных критиков о том, что «Цветы зла» Бодлер написал как целостное произведение, которое состоит из шести циклов.

Это книга, которая повествует о муках и страданиях одной души. Лирический герой находится в поиске идеала, гармонии и жизненного равновесия, он ищет истину бытия, но не достигает того, что искал, ради чего совершил все ошибки и прошел все испытания.

В первой главе он проходит испытание искусством и любовью. Вторая глава описывает похождения лирического героя в большом городе. В третьей части он подвергается испытанию опьянением. Далее главный герой поддается искушению порочного наслаждения. Пятая глава повествует об испытании бунтом, противостоянием. И, наконец, в последней главе измотанная душа приобретает покой, который именуется смертью.

«Мечты любопытного» – это предсмертная исповедь, покаяние человека, который понял свои ошибки и ложность своих мыслей и желаний. Обращаясь к читателю, поэт спрашивает:

	Тоску блаженную ты знаешь ли, как я?
	Как я, ты слышал ли всегда названье:"Странный"?

По-видимому, он чувствовал себя глубоко одиноким человеком, которого никто не понимает. Его считали странным, потому что он воспринимал мир по-иному.

Истерзанная душа лирического героя, тоскуя, умирала. Разочарования привели к тому, что он «жаждал кинуть мир, родной и близкий прежде». Однако, чтобы заглушить боль разочарования, хватаясь за возможность познать запретные зрелища, он надеялся все-таки понять истину бытия. Искушение вызывало противоречивые эмоции:

	Тянулся к зрелищу я жадно, как дитя,
	Сердясь на занавес, волнуясь и грустя...

Не зря говорится: запретный плод – сладок. Однако, не всегда познание вкуса запретного плода приносит удовольствие. Как правило, жизнь не так проста и желание может быть сладко только тогда, когда оно остается желанием. А испробовав запрещенный плод можно получить глубокое разочарование. Лирический герой прошел этот путь. Образ смерти можно расценивать как разочарование поэта в самом себе за то, что не устоял перед искушением и от того, что искушение оказалось не настолько сладким, как казалось в самом начале. Душевное опустошение – это то, что чувствует человек, увлекшийся греховными соблазнами.

«Мечты любопытного», как и многие другие произведения Шарля Бодлера актуальны и в настоящем. Тема греховного соблазна будет темой номер один во все века. Люди не меняются. Возможно, в современном мире существует еще больше искушений, которые обрекают человека на смерть, духовную или физическую.