Анализ стихотворения Продажная муза
Бодлера называют поздним романтиком, предшественником символизма, имморализма и декаданса. Его характер всегда имел бунтарскую природу, практически все его произведения пронизаны бунтарским духом.
Сборник «Цветы зла» стал для Шарля Бодлера его визитной картой. Первое издание сборника (1857) привело к тому, что поэта обвинили в аморальности и привлекли к суду. Бодлер проиграл суд, но его стремление творить не было сломлено. «Цветы зла» постоянно дополнялись и совершенствовались.
«Сплин и идеал» – один из циклов сборника «Цветы зла». Стихотворение «Продажная муза» входит в данный цикл. В этом произведении Бодлер затрагивает тему цензуры и написания произведений на заказ.
Творчество Бодлера – сложное явление. Безусловно, в чем-то он романтик. Об этом говорит его культ красоты, признание им величественной миссии поэта, противопоставление гения толпе. Невозможность достичь идеала на Земле вызывает в нем глубокое чувство разочарования. Он, как никто другой, понимает предназначение поэзии. Бодлер считает, что именно поэзия способна взрастить цветы, то есть прекрасное, из зла. По его мнению, Продажная Муза не может быть источником прекрасного. Поэт понимает, что Бог – на небе, а Сатана – на Земле. Поэтому в порыве отчаяния в своих стихах он демонстративно пренебрегает Богом и обожествляет Сатану.
Одновременно некоторые черты стиля Бодлера противоречат романтизму. Он довольно скептически относится к таким признакам романтического сознания, как культ спонтанного творчества. Он осуждает творчество под заказ. О Продажной Музе он говорит с горечью:
Любовница дворцов, о, муза горьких строк!
Лирический герой болезненно переносит то, что вынужденно должен писать под заказ, чтобы заработать на жизнь:
Чтоб раздобыть на хлеб, урвав часы от сна, Не веруя, псалмы ты петь принуждена, Как служка маленький, размахивать кадилом.
Автор считает, что поэт должен верить в то, что он пишет, все его слова и мысли должны исходить из души. А творчество под заказ оскорбляет и унижает его. Он сравнивает Продажную Музу с акробаткой, которая должна обнажать себя при всех и вымучивать смех из души, которая тоскует, и «Служить забавою журнальным воротилам». «Продажная муза» – способ отобразить конфликт писателя, поэта и филистеров.