Анализ стихотворения Вечерние сумерки

Стихотворение «Вечерние сумерки» входит в цикл «Парижские картины» известного сборника Шарля Бодлера, впервые опубликованного в 1857 году, «Цветы зла».
Глава «Парижские картины» представляет собой рассказ поэта о Париже. Но не о том Париже, которым его видят обычные жители. Лирический герой в течение суток блуждает улицами города. Его мучает одиночество и мысли о собственных бедах. Среди массы людей он не может найти родственную душу. Кроме того, терзаясь своими горестями среди убивающего равнодушия людей, поэт разочаровывается в тех изменениях, которые происходят в самом городе: перепланировка зданий и улиц, строительство огромного количества развлекательных заведений и т.п.
Бодлер любит и в то же время ненавидит Париж. Он называет его «славной и скорбной картиной» цивилизации. Блуждая по знакомым улицам, поэт изучает окружающую действительность, углубляясь в запретную пучину человеческого существования, где царит нищета, унижение, разврат, власть денег, опьянение, смерть, запретная любовь.
В своих произведениях он часто возвращается к теме нравственности и с болью переживает ту действительность, которую видит. Так в стихотворении «Вечерние сумерки» поэт описывает город таким, каким его могут не знать простые жители, занятые повседневными заботами. Для поэта же стены и крыши домов не являются препятствием, он может видеть то, что недоступно другим.
Бодлер не случайно выбирает это время суток – вечер, сумерки. Точно так же, как боль усиливается под вечер, все пороки большого города вскрываются с приходом темноты. Все недостатки общества, которые солнечный свет загоняет в норы, вечером выползают наружу.
Под покровом ночи мошенничество и воровство, проституция и разврат, наркотики и страсть к играм вырываются из своих убежищ и властвуют в городе:
В притонах для игры уже давно засели Во фраках шулера, среди ночных камелий... И скоро в темноте обыкновенный вор Пойдет на промысел свой - ломать замки контор.
Следует отметить, что тема ночного, порочного города актуальна и в современном мире. По-прежнему с приходом ночи, как злые силы, пробуждаются пороки и разврат и окутывают своими соблазняющими чарами ночные улицы городов, затягивая все больше и больше людей в паутину безнравственности. Бодлер в свое время все-таки молил:
Замри, моя душа, в тяжелый этот час! Весь этот дикий бред пусть не дойдет до нас!