Анализ стихотворения Красота

Специалисты сходятся во мнении, что стихотворение «Красота» было написано Шарлем Бодлером не ранее 1852 года. Его первая публикация относится к 1857 году, когда произведение было включено в сборник «Цветы зла». По форме и жанру «Красота» представляет собой классический сонет с привычной структурой, состоящей из пары четверостиший и пары трехстиший. Однако в отличие от сонетов, воспевающих чувства к прекрасной даме (например, у Шекспира), Бодлер посвятил произведение некоей всеобъемлющей материи, которая украшает реальность. При этом автор мастерски использует прием олицетворения, представляя читателю «Красоту» в образе прекрасной и неприступной женщины («… как мечта из камня, я прекрасна...»).

Именно красоте дано высокое предназначение – будоражить души тех, кто служит искусству. И художник, и поэт, и скульптор – все они подвластны чарам столь могущественной силы. Она дает им вдохновение и побуждает создавать уникальные творения. Вместе с тем Бодлер признает, что художники и поэты ценят красоту не за ее внешний лоск, а за то, что она позволяет им прикоснуться к бесконечности, оставив свой след в истории (…сиянье вечности в моих глазах…).

В этом произведении автор показывает красоту как нейтральную сторону, которая стремится вознестись над радостью и страданием, быть выше добра и зла. Однако уже в «Гимне красоте» Шарль Бодлер признает, что и доброе, и злое в равной степени способны послужить источником для создания прекрасных творений человека (« Будь ты дитя небес или порожденье ада…»). Автор не видит принципиальной разницы в том, откуда поэт, художник, скульптор черпают свое вдохновение, главное для него то, что красота помогает распахнуть врата бесконечности.

Формулируя свое представление о красоте сразу в нескольких стихотворениях, открывающих первый раздел «Цветов зла», Бодлер будто вступает в полемику с самим собой. В «Красоте» он молча восхищается ее величием и бесстрастием, в «Воспарении» показывает ее динамичность и устремление ввысь, в «Соответствиях» говорит о сложности и постоянных взаимных переходах одного прекрасного в другое. Такая нестабильность в поэтических суждениях связана с абсолютизацией красоты автором. В своих стихах и статьях Шарль Бодлер неоднократно говорил о том, что современная красота – понятие гораздо более широкое, чем гармония линий или цветов, видимая глазам человека. «Античный» идеал красоты, показанный Шарлем Бодлером в одноименном стихотворении, постепенно трансформировался в качественно новое понятие в других его произведениях.

Сущность этой новой красоты заключается не в наружной декоративности, а в выражении тайных, глубинных черт человеческой души, его сомнений и страданий, тоски и одиночества. Именно таким автор увидел, запечатлел и передал надорванное сознание целого поколения французов, молодость которых совпала с политическими событиями конца 40-х начала 50-х годов девятнадцатого столетия, а зрелые годы пришлись на установление режима Второй империи. В этом позиция Бодлера перекликается с принципами романтического идеализма, которые присущи работам Виктора Гюго и Жорж Санд. Но вместе с тем для каждого из стихотворений Шарля Бодлера, посвященных красоте, характерна главная мысль – только эта сила позволит творцу, будь то художник или поэт, победить время и найти свой путь к вечности.

Автор: Евгения Трофимова