Анализ стихотворения Люблю тот век нагой

Точная дата создания стихотворения «Люблю тот век нагой…» не установлена, однако литературоведы склоняются к тому, что произведение появилось не раньше 40-х годов ХIХ столетия. Оно вошло в первый цикл знаменитого сборника Бодлера «Цветы зла», где заняло пятое по счету место. Главная мысль этого лирического произведения в противопоставлении античного мира гармонии и красоты больной и унылой современности. В этом творчество Шарля Бодлера во многом перекликается с творениями романтических французских поэтов, его современников (Теофиль Готье, Жерар де Нерваль), которые активно воспевали традиции древнего язычества.

«Век нагой» является одним из ключевых произведений для понимания бодлеровской концепции прекрасного, изложенной автором в нескольких стихотворных творениях. Здесь поэт четко разделяет идеал вечной красоты, оставшийся в прошлом, и красоту современную, обусловленную особенностями той или иной эпохи. Причем Шарль Бодлер дает понять, что его внимание привлекает в первую очередь вторая «разновидность» красоты, поскольку она помогает увидеть специфику определенного времени во всех его проявлениях, в том числе самых отталкивающих и ужасных.

Именно это чувство современности невольно заставляет Бодлера переключиться с идеала прекрасного Парнаса, воспетого им в «Красоте», и перейти к качественно новому понятию в других произведениях – «Люблю твой век нагой…» и «Гимн красоте». Наблюдая обычную жизнь, поэт встречает в ней не эталоны прекрасного, а проявления красоты «странной», а иногда и шокирующей. Автор провозглашает, что современные реалии полны порока, разврата и ужасов («О мерзости предел! О неприкрытое уродство голых тел!»). Это приводит Шарля Бодлера к неизбежному стремлению значительно расширить сферу поэзии, дабы отвести в ней место для изображения безобразных и страшных сторон реальной жизни. То есть автор относит к предметам искусства буквально все явления, окружающие простого человека, признает достойными внимания любые, даже самые низкие, оттенки его духовного состояния.

В последней части стихотворения поэт говорит что, несмотря на всю порочность и жестокость, поселившуюся в душах нынешнего поколения, у людей «есть красота, что древним неизвестна». Бодлер называет ее «красотой тоски», то есть чувством, побуждающим каждого воспринимать Землю и все что на ней существует, как своеобразное отражение Неба. Любые проявления всего «нездешнего», которые открывает человеку сама жизнь, помогают добиться гармонии, а также способствуют достижению «бессмертия». Как и для всех французских романтиков, для Шарля Бодлера единство мироустройства гарантирует не присутствие Божьей воли, а существование самого человека. Индивид с помощью собственного воображения одушевляет мир, привнося в него человеческое начало. Так люди добиваются сопричастности со всем, что населяет эту землю.

С другой стороны не следует упускать из виду того, что стихотворение «Люблю тот век нагой…» – это, прежде всего, произведение об искусстве. Здесь, как и в других своих творениях («Альбатрос», «Маяки», «Больная муза»), Шарль Бодлер говорит о первостепенной роли поэзии и искусства в целом для человечества. Он называет творцов светочами или «маяками», которые способны оживлять красоту с помощью своего воображения. Именно воображение помогает поэту или художнику постигнуть все тайны природы, открыть для себя и других «…аромат и песнь и прелесть чистоты». Творчество помогает человеку не только разгадать все загадки окружающего мира, но и достичь бессмертия.

Автор: Евгения Трофимова