Анализ стихотворения Соответствия

Точная дата написания стихотворения «Соответствия» Шарлем Бодлером неизвестна, большинство специалистов считают, что оно появилось в 1855 году. Впервые произведение было опубликовано в знаменитом сборнике автора «Цветы зла», где заняло четвертое место в цикле. «Соответствия» по форме являются классическим сонетом и включают два обязательных четверостишия и два трехстишия. Главная идея произведения заключается в том, что все чувственные вещи, представленные в нашем мире, являются определенными символами тайной реальности. Существование этих символов помогает выявить четкие соответствия между чувственными явлениями и их настоящей сущностью. Сделать это можно, если внимательно вслушаться в звуки, обратить взор на цвета или уловить запахи.

В первых строчках произведения Бодлер говорит о природе, наделяя ее несколькими существенными характеристиками. Прежде всего, он с помощью приема антропоморфизма оживляет ее. Затем автор дает читателю понять, что оба микрокосма, природный и человеческий, сообщаются друг с другом. Это происходит посредством тех самых знаков, которые дает реальность для прочтения человеку («Лесами символов бредет…»). Бодлер говорит не только о родстве людей и природы, но и о том, что все материальные вещи находятся в неком тайном родстве. Источником этих тесных родственных связей (или аналогий) является «сверхприродное» единство мироздания, то есть космос.

Говоря непосредственно о соответствиях, автор ссылается на явления, когда какое-нибудь чувство или звук вызывает в памяти другое чувство, относящееся к восприятию (например, человек вспоминает цвет или вкус). То есть определенные эмоции способны вызывать у людей ассоциативную связь, пробуждая их воспоминания. Сами бодлеровские «соответствия» не являются чем-то застывшим и устойчивым, напротив, они имеют динамичный характер. И под влиянием человека или его мыслей, привычные вещи начинают преображаться, приобретают живость, постепенно раскрывая свою глубокомысленную сущность. При этом главная роль отводится не каким-то высшим силам, а самому человеку. То есть именно люди с помощью воображения одушевляют этот мир, привнося в него «человеческое» начало и добиваясь с помощью этого сопричастности со всем сущим.

Храм, о котором говорит автор, построен не только в «красоте и гармонии». Прелесть мироздания дополняется атмосферой неблагополучия, царящей внутри. Автор передает это с помощью описания запахов, когда вначале говорит о приятных ароматах («Есть запах девственный…»), а затем переходит на «… развратный аромат…». Последнее трехстишие подводит читателя к мысли о том, что спасение от ужасов бытия доступно для человека в бесконечности, когда он погрузиться в пучину небытия и станет свободным от реальности.

Автор: Евгения Трофимова