IV. Жанровая живопись

БАРОН

выставил картину «Гуси брата Филиппа», по басне Лафонтена.

Сюжет служит предлогом, чтобы порадовать глаз видом хорошеньких женщин, тенистой листвы и известным разнообразием тонов.

Общий вид очень привлекателен, и все же это рококо романтизма. В манере чувствуется и Кутюр и в какой-то степени Селестен Нантей, много тонов от Рокплана и Л. Буланже. Глядя на эту картину, невольно думаешь о том, как мастерски написанная и блестящая по колориту работа может оставаться холодной, если она лишена живости и самобытности.

ИЗАБЕ

«Кабинет алхимика»

Подобная тема всегда связана с крокодилами, чучелами птиц, фолиантами в сафьяновых переплетах, пламенем в горне и стариком в халате,— иначе говоря, с большим разнообразием тонов. Должно быть, этим и объясняется пристрастие некоторых колористов к столь избитому сюжету.

Г-н Изабе — подлинный колорист, неизменно блистательный, а подчас и тонкий. С самого начала обновления живописи этому художнику сопутствовал вполне заслуженный успех.

ЛЕКЮРЬЕ

«Соломон де Ко в приюте умалишенных Бисетр» Перед нами сцена бульварного театра, соблазнившегося серьезной литературой: занавес поднят, все актеры обращены лицом к публике.

Вельможа, на локоть которого грациозно опирается Марион Делорм, не внемлет жалобам Соломона, яростно жестикулирующего на заднем плане.

Мизансцена отличная — все умалишенные живописны, привлекательны и знают свою роль в совершенстве.

Нам непонятен только испуг Марион Делорм при виде столь благовоспитанных сумасшедших.

По однообразию цвета картина напоминает кофе с молоком. Колорит рыжеватый, словно клубы пыли в ветреную погоду.

Рисунок скорее подходит для гравюры или книжной иллюстрации. Невольно напрашивается вопрос: стоит ли заниматься так называемой серьезной живописью, если ты и не колорист и не рисовальщик?

Г-жа СЕЛЕСТА ПЕНСОТТИ

Картина г-жи Пенсотти называется «Вечерние грезы». Несколько манерная, как и ее название, но прелестная, как имя автора, она проникнута тонким чувством. Две молодые женщины — одна опирается о плечо другой — смотрят в открытое окно. Зеленые и розовые, а вернее, зеленоватые и розоватые тона мягко сочетаются друг с другом. Грациозная композиция, несмотря на свое наивное жеманство, уместное в альбоме сентиментальных картинок, а может быть, и благодаря ему не так уж, пожалуй, и плоха; она обладает редкостным в наши дни достоинством: изящна и радует взгляд.

ТАССЕР

Небольшая картина трактует религиозный сюжет почти как галантный. Богоматерь, осененная гирляндой из цветов и амурчиков, кормит грудью младенца Иисуса. В прошлом году мы уже заметили г-на Тассера. Нынешняя его работа хороша своим спокойно-жизнерадостным колоритом и свидетельствует о тонком вкусе.

Братья ЛЕЛЕ

Все их работы отлично сделаны, отлично написаны и очень однообразны по манере и выбору сюжетов.

ЛЕПУАТВЕН

Сюжеты в стиле Анри Бертуда (см. каталог). Вот уж истинно жанровые картины, чересчур умело написанные. Впрочем, в наши дни все пишут чересчур умело.

ГИЙЕМЕН

Г-н Гийемен не лишен достоинств в выполнении, но тратит слишком много усилий, защищая ложную идею — литературность в живописи. Уже самые названия его работ в каталоге выставки, предназначенном для воскресной обывательской публики, могут служить их описанием.

МЮЛЛЕ

Неужели г-н Мюлле рассчитывает понравиться субботней мыслящей публике только тем, что выбирает сюжеты из Шекспира и Виктора Гюго? Под видом сильфов на его картинах порхают этакие пухлые амуры в стиле ампир. Быть колористом еще не значит иметь верный вкус. Его «Фанни» куда лучше.

ДЮВАЛЬ-ЛЕКАМЮ отец

«...поэт, чей стих живой и гибкий Умеет воплотить и слезы и улыбки».

ДЮВАЛЬ-ЛЕКАМЮ Жюль

неосмотрительно взялся за сюжет, ранее разработанный г-ном Рокпланом.

ЖИГУ

Г-н Жигу любезно предоставил нам возможность перечитать в каталоге эпизод смерти Манон Леско. Картина плохая: стиля нет и в помине, дурная композиция, дурной колорит. Она лишена характера и не отвечает сюжету. Что это за Де Грие? Я такого не знаю.

Не узнаю я и самого г-на Жигу, которого всего несколько лет назад благосклонное мнение публики выдвинуло в ряд наиболее серьезных новаторов.

Где Жигу — автор «Графа де Коменж», «Франциска I у одра умирающего Леонардо да Винчи», иллюстраций к «Жиль Бласу»? Г-н Жигу обладает репутацией, которую в свое время каждый с радостью за ним признал. Неужели сегодня эта репутация настоящего художника стала ему в тягость?

Рудольф ЛЕМАН

Его нынешние итальянки заставляют сожалеть о прошлогодних.

ДЕ ЛА ФУЛУЗ

написал парк, где гуляют нарядные дамы и изысканные кавалеры минувших времен. Картина, бесспорно, очень привлекательна, изящна и весьма хороша по цвету. Пейзаж хорошо скомпонован. В целом работа сильно напоминает Диаса, но, пожалуй, добротнее.

ПЕРЕЗ

«Сезон роз» по сюжету сходен с предыдущим полотном. Галантная и приятная на взгляд живопись, которая, к сожалению, напоминает о Ваттье, как Ваттье, в свою очередь, напоминает о Ватто.

ДЕ ДРЕ

бытописатель светской жизни, high life. «Владелица замка» мила, однако англичане достигают большего в этом парадоксальном жанре. Сценки с животными удачны, однако и в этот домашний, уютный жанр англичане вкладывают больше души.

Г-жа КАЛАМАТТА

написала «Обнаженную за туалетом». Фигура модели обращена к зрителю, голова повернута в профиль, фон — в римском стиле. Поза красива и искусно выбрана. В общем, чувствуется умелая рука. Г-жа Каламатта шагнула вперед. Ее работа не лишена стиля, или, вернее, некоторой стильности.

ПАПЕТИ

как говорят, много обещал. Его возвращению из Италии предшествовали неосмотрительные восхваления. Показанное им тогда огромное полотно слишком явно говорило о навыках, недавно приобретенных в Академии живописи, но при этом г-н Папети все же сумел найти удачные позы и ряд своеобразных композиционных мотивов; несмотря на слащавые краски, были все основания надеяться, что художнику суждено серьезное будущее. Однако с тех пор он так и остался одним из умелых второстепенных живописцев, чьи папки полны трафаретных мотивов. Колорит обоих холстов («Мемфис» и «Штурм») вполне зауряден. К тому же они совершенно различны, и это позволяет думать, что г-н Папети еще не обрел своей собственной манеры.

Адриан ГИНЬЕ

несомненно талантлив, он умеет построить композицию и привести ее в равновесие. Но откуда его нескончаемые метания? То он устремляется за Деканом, то за Сальватором. Работы этого года походят на папирус, разукрашенный мотивами египетской скульптуры или старинных мозаик («Фараоны»), А между тем, когда Сальватор и Декан брались за фараонов, они оставались Сальватором и Деканом. Что же мешает и г-ну Гинье?..

МЕСОНЬЕ

представил три картины: «Солдаты, играющие в кости», «Юноша, перелистывающий папку с рисунками» и «Картежники за стаканом вина».

Иные времена, иные нравы; иные поветрия, иные школы. Г-н Месонье невольно напоминает нам о г-не Мартене Дроллинге. Всякая, даже самая заслуженная слава таит в себе множество маленьких секретов. Когда у знаменитого г-на Икс спрашивали, что он заметил в Салоне, он называл только одну из картин Месонье, дабы избежать упоминания о столь же знаменитом г-не Игрек, который, со своей стороны, говорил то же самое. Как видно, не так уж плохо служить дубинкой для обоих соперников.

Впрочем, г-н Месонье восхитительно исполняет свои маленькие фигурки. Он фламандец, но фламандец, лишенный фантазии, обаяния, колорита, наивности — и трубки!

ЖАКАН

по-прежнему работает под Делароша, но только небывало низкого сорта.

РОЕН

автор живописи любезной (по выражению торговцев картинами).

РЕМОН

Живопись молодой школы двадцатых годов.

Ари ШЕФФЕР

По сравнению с «Госпожой Ролан, идущей на казнь», «Шарлотта Корде» смела до дерзости (см. раздел «Портреты»).

ОРНУНГ

«Главный упрямец из трех — не тот, кто слывет им от века».

БАРД

см. о предыдущем.

ЖЕФРУА

см. о предыдущем.