К проблеме эстетических коммуникаций

Шарль Бодлер, воспитанник романтизма, в первую очередь, английского, современник концепции «чистого искусства», предтеча французского символизма и декандентства Англии и Франции рубежа XIX-XX веков, не следовал безоговорочно ни за одним литературным направлением, ни за одной концепцией. Отталкиваясь в своих рассуждениях об искусстве от романтизма и концепции «чистого искусства», Бодлер выдвинул собственные художественные принципы, перенятые и развитые английским поэтом О.Ч. Суинберном.

Основные моменты эстетической системы Бодлера, сыгравшие значительную роль в формировании концепции Суинберна, сводятся к следующим положениям: стремление к расширению предмета искусства; признание главенствующей роли воображения в творчестве; утверждение противоречивой сущности вещей; поклонение культу красоты; эстетизация безобразного; отказ от дидактизма, но признание зависимости между моралью и искусством. Бодлер видит свободу творчества в неограниченности предмета искусства. Он признает за искусством право отображать все возможные стороны жизни человека, обращаться к любым эпохам (в том числе и к современности). Аналогичной точки зрения придерживался и Суинберн, говоря, что для искусства хороши все времена и все темы (Swinburne, 1972: 15). Важная роль в творчестве Суинберна и Бодлера отводится воображению, которое помогает художнику проникать в глубины истины, постигать сущность вещей, познавать природу ощущений. Согласно Г.К. Косикову, «воображение – еще одно ключевое понятие в эстетике Бодлера» (Бодлер, 1986: 36). Художник, наделенный им, способен выполнять в искусстве свою основную функцию: передавать противоречивую сущность вещей. В понимании Бодлера мир состоит из противоположностей: «В любом человеке в любую минуту уживаются два одновременных порыва – один к Богу, другой к Сатане» (Бодлер, 1993: 294). Буквально следует за Бодлером и Суинберн: «человек – сочетание черного и белого, он – гибрид, он – двусмысленность» (Swinburne, 1972: 148). И не только в отношении человека ощущают поэты внутреннее противостояние: каждое понятие содержит противоречие – любовь включает в себя ненависть, жестокость может стать частью нежности; работа ума и воображение является источником наслаждения, мук и разочарования. Вся эта двойственность вещей была отображена в системе образов лирики Суинберна и Бодлера. Еще один основной принцип - поклонение культу красоты. Однако «красота» Бодлера не похожа на традиционое толкование прекрасного: «Это нечто пылкое и печальное, нечто слегка зыбкое, остав­ляющее место для догадки… Тайна и сожаление тоже суть признаки Прекрасного» (Бодлер, 1993: 270), пишет он в «Фейерверках». Прекрасное – это то, что наполнено внутренним смыслом и содержанием, красота – огонь, возникающий, когда художник тронут созерцанием предмета, а такое сияние может исходить и от вещей уродливых. Значительное место в творчестве Бодлера отводится безобразному, которое благодаря мимесису, обретает в произведении искусства своеобразную красоту и притягательность. Эстетические принципы Бодлера не исключают зависимости между искусством и моралью. Художник не является проповедником, он лишь обязан не искажать истинную картину мира и жизни: «Порок привлекателен, надо живописать его привлекательным; однако следствием его являются болезни и необычайные нравственные страдания, надо их описывать» (Бодлер, 1986: 26). Суинберн в рецензии на «Les Miserables» Виктора Гюго писал: «жить в мире, где все зло сошло на нет, было бы тяжело и безрадостно» (Swinburne, 1972: 148). Такой мир станет нереальным и ограниченным, как ограниченно и нереально искусство, порожденное только добродетелью и отвернувшееся от всего порочного и уродливого.

Философские и эстетические взгляды Бодлера, в вслед за ним и Суинберна, сложились окончательно благодаря влиянию творчества Эдгара Аллана По. Самой характерной и объединяющей чертой стала «философия отчаяния». Пессимизм поэтов вырос на почве ненависти к утилитаризму и мещанской морали. В формирующемся буржуазном обществе особенно остро вставал вопрос о полезности искусства, которую поэты отрицали. Возмущение их было направлено и против материального прогресса, неизменно влекущего за собой регресс моральный. «Прогресс настолько атрофирует в нас духовное начало, что с его результатами не сравнится ни одна кровожадная, кощунственная или противоестественная греза утопистов» (Бодлер, 1993: 278), писал Бодлер. Еще один важный момент заключается в утверждении совершенства формы как важнейшего условия существования произведения искусства. Поэзию делает искусством музыка, стихи убеждают самой красотой, самой гармонией – мысль уже не нуждается в обосновании и доказательствах. По, Суинберн и Бодлер восприняли все важнейшие реформы и улучшения музыкальной организации стиха романтической школы: богатство рифмы, произвольную подвижность цезуры, перебои ритма, чередование строк с разным количеством слогов.

Творческая установка Бодлера и Суинберна сыграла важную роль в развитии французской и английской литературы конца XIX – начала XX века. Бодлер был объявлен предтечей символизма; с именем Суинберна связано формирование английского эстетизма и декадентства: «он был первым декадентом в Англии, воспитанным на примере Франции». (Starkie, 1962: 40).