III. Портрет

Леон КОНЬЕ

Очень красивый женский портрет в Квадратном зале. Г-н Леон Конье занимает достойное место в ряду художников не слишком высокого вкуса и таланта. Что правда, то правда,— ему никогда не подняться до гения, но зато его дарование столь совершенно в своей умеренности, что обезоруживает любую критику. Г-ну Конье неведомы дерзкие прихоти фантазии и пристрастность, свойственная непримиримым. Его уделом, его целью всегда было — сливать, перемешивать, соединять, неустанно отбирая; в этом он как нельзя более преуспел. И в этом отличном портрете все — тело, одежда, фон — выполнено с равным усердием и тщательностью.

ДЮБЮФ

Вот уже несколько лет, как г-н Дюбюф являет собой излюбленную жертву всей критической братии. Между тем, хотя ему весьма далеко до сэра Томаса Ло-уренса, он не без оснований унаследовал от замечательного мастера какую-то долю симпатий публики. С нашей точки зрения, средний зритель, буржуа, не может не обласкать художника, который создал для него столько красивых женщин, к тому же почти всегда элегантно одетых.

У г-на Дюбюфа есть сын, не пожелавший идти по стопам отца: он сбился с пути и занялся серьезной живописью.

Мадемуазель Эжени ГОТЬЕ

Хороший колорит, уверенный, изящный рисунок. Эта женщина не уступит настоящим мастерам, в ней есть нечто от Ван Дейка, у нее мужская хватка. Все знатоки живописи, вероятно, помнят великолепно вылепленные обнаженные руки на портрете, который художница выставила в прошлом году. Работы мадемуазель Эжени Готье не имеют ничего общего с дамской живописью, обычно напоминающей о мещанских поучениях Кризальда.

БЕЛЛОК

Г-н Беллок дал ряд портретов. Портрет г-на Мишле привлек нас превосходным колоритом. Г-н Беллок не пользуется должной известностью, между тем в его лице мы имеем одного из наиболее умелых мастеров своего жанра. Он воспитал замечательных учеников, в том числе, насколько нам известно, мадемуазель Эжени Готье. В прошлом году в галерее на бульваре Бон-Нувель мы видели детскую головку его кисти, напоминающую лучшие работы Лоуренса.

ТИССЬЕ

неплохой колорист, но, пожалуй, и только. Вот почему женский портрет, изысканный по цвету, выполненный в серой гамме, удался ему в большей степени, нежели картина на религиозный сюжет.

РИЗЕНЕР

Наряду с г-ном Плане это один из достойных'по-следователей г-на Делакруа. Портрет доктора де Сент-А... отличается натуральным колоритом и столь же натуральной фактурой.

ДЮПОН

Скромный портрет барышни с собачкой стыдливо прячется среди других работ, так что его трудно отыскать; однако он полон изысканной прелести. Это небольшое полотно дышит простодушием, по крайней мере внешним, но отлично запечатленным,— весьма милая вещица; в ней есть что-то английское.

ХАФНЕР

Вот еще одно новое имя, во всяком случае для нас. Эффектнейший женский портрет работы г-на Хафнера помещен в маленькой галерее, на крайне неудачном месте. Разглядеть его нелегко, и об этом стоит пожалеть. Судя по этой работе, автор — первоклассный колорист. Краски не кричащие, не помпезные, не банальные — они по-настоящему изысканны и замечательно гармоничны. Вся вещь выполнена в сдержанной серой гамме. Искусное сочетание тонов производит впечатление мягкости и силы одновременно. Романтическое лицо, бледное и нежное, выделяется на сером фоне, еще более бледном, чем оно само; постепенно темнея по мере удаления от головы, он как бы служит ей ореолом. Кроме того, г-н Хафнер написал очень смелый по цвету пейзаж: телега, возчик и лошади почти силуэтно вырисовываются в сумеречном, неверном освещении. Еще один добросовестный искатель... а это такая редкость!..

ПЕРИНЬОН

прислал в Салон девять портретов, из них шесть женских. Головы, написанные Периньоном, кажутся твердыми и гладкими, как болванки. Ну чем не музей восковых фигур!

Орас БЕРНЕ

Г-н Орас Берне — портретист уступает г-ну Орасу Берне — создателю героических полотен, а по резкости цвета превосходит даже г-на Кура.



Ипполит ФЛАНДРЕН

Когда-то г-н Фландрен написал изящный портрет женщины, опирающейся на барьер ложи; у нее на груди букетик фиалок. Однако с портретом г-на Шэ д'Эст-Анж художника постигла неудача. Это полотно всего лишь видимость серьезной живописи; оно не передает характерного выражения тонкого, язвительно-иронического лица, которое всем нам знакомо. Портрет получился тяжелый и тусклый.

Однако мы увидели очень неплохой женский портрет г-на Фландрена; эта скромная головка напомнила нам лучшие работы художника. Пожалуй, он только несколько слащав и не так радует взгляд, как портрет принцессы Бельджойзо кисти Лемана. Поскольку холст по размеру велик, он вполне удался г-ну Флан-дрену. Форма отлично вылеплена, и вещь в целом обладает редким для современных портретистов достоинством: кажется, будто она написана сразу, на едином дыхании.

РИШАРДО

написал портрет молодой дамы в черно-зеленом платье, с прической, вычурной, как на альбомной картинке. Что-то в облике этой женщины, степенно прогуливающейся вдоль довольно эффектной высокой стены, напоминает святых Сурбарана. Работа неплоха — в ней есть смелость, мысль, свежесть.

ВЕРДЬЕ

представил в Салон портрет мадемуазель Гаррик в «Севильском цирюльнике». Это полотно имеет лучшую фактуру, чем предыдущее, но ему не хватает тонкости.

Анри ШЕФФЕР

Из уважения к художнику не станем предполагать, что портрет Его Величества был выполнен с натуры. В наше время мало найдется лиц столь характерных, как у Луи-Филиппа. Усталость и заботы избороздили его выразительными морщинами, которых мы не видим на портрете. Приходится сожалеть, что во Франции не создано ни одного настоящего портрета короля. Лишь одному художнику по плечу такая работа — г-ну Энгру.

Все портреты Анри Шеффера выполнены с одинаковой дотошной и слепой честностью, с одинаковым терпением, однообразием и добросовестностью.

ЛЕЙЕНДЕКЕР

Взглянув на портрет мадемуазель Броан, мы подосадовали, что не видим в Салоне другого портрета этой прелестной актрисы, который дал бы зрителю более верное представление о ней. Я имею в виду работу г-на Равержи, автора портрета г-жи Гийон, который выдвинул этого художника на одно из ведущих мест среди современных портретистов.

ДИАС

Г-н Диас пишет обычно небольшие по размеру холсты, чьи магические краски затмевают причудливую фантазию калейдоскопа. В этом году он представил ряд небольших портретов в рост. Однако одних только красок для портрета недостаточно, нужны еще линии и форма. Г-н Диас, по существу жанровый художник, забыл об этом — и эта его ошибка чревата последствиями.