Актер Рувьер

Рувьера я знал давно... Филибер Рувьер никогда не давал мне подробных сведений о своем рождении, образовании и т. п. Я написал в иллюстрированном сборнике, посвященном ведущим актерам Парижа, статью о нем. Но в статье этой не найти ничего, кроме обоснованной оценки его таланта, таланта причудливого до крайности, сотканного из рассудочной деятельности и нервической преувеличенности; этот последний элемент обычно и вел его.

Главные роли Рувьера: Мордаунт в «Мушкетерах», тип, суть которого — концентрированная ненависть, слуга Кромвеля, преследующий в гражданской войне единственную цель: свою личную и вполне законную месть.

В этой роли Рувьер вызывал ужас и отвращение. Он весь был — из стали.

Карл IX в другой пьесе Дюма. Все были восхищены этим воскрешением. Впрочем, Рувьер был художник, такие фокусы давались ему куда легче, чем кому бы то ни было.

Аббат Фариа в «Монте-Кристо». Эту роль Рувьер сыграл всего один раз. Директор Остен и Александр Дюма НИКОГДА ТОЛКОМ НЕ ПОНИМАЛИ манеру игры Рувьера.

«Гамлет» (Мериса и Дюма). Огромный успех Рувьера. Но он играл южного Гамлета, Гамлета неистового, нервного и стремительного. Гете, утверждавший, что Гамлет белокур и тучен, вряд ли был бы доволен им.

Мефистофель в отвратительном «Фаусте», переделанном Деннери; в нем Рувьер был откровенно плох. Он был очень умен и искал тонкие нюансы, которые причудливо выделялись на фоне его характера южанина.

«Мэтр Фавийа» Жорж Санд. Небывалый успех! Рувьер, который всегда играл характеры желчные, жестокие, иронические, свирепые, великолепно исполнил роль нежного, любящего, идиллического отца. И тут, на мой взгляд, приоткрывается одна из малоизвестных сторон его натуры: любовь к утопии, к революционным идиллиям — культ Жан Жака, Флориана и Беркена.

Роль врача в «Графе Германне» Александра Дюма. Дюма вынужден был признать, что в некоторые моменты Рувьер был неподражаем.

Отелло — в «Отелло» де Виньи. Рувьеру превосходно удалось выразить утонченную, выспренную учтивость, неотделимую от неистовости восточного рогоносца.

И множество других ролей, которые я сейчас уже не помню.

Внешне он был невысокий, смуглый, нервный, до самого конца сохранил южный выговор, в беседах демонстрировал неожиданную тонкость... Он не был лицедеем и вообще бежал от лицедействующих. Тем не менее, поскольку был любителем приключений, как-то присоединился к странствующим акробатам, чтобы изучить их нравы. Человек он был в высшей степени светский, хотя и актер, чрезвычайно красноречивый.

Нравственно — ученик Жана Жака Руссо. Вспоминаю забавный выговор, который он мне сделал, когда однажды застал меня стоящим перед витриной ювелирного магазина.

«Хижина, — заявил он, — очаг, стул, полка, чтобы положить на нее моего божественного Жан Жака, вот и все, что мне нужно. Роскошь любят люди бесчестные».

Он был художник, ученик Гро.

Несколько месяцев назад Рувьер заболел, слег, а так как qh был крайне беден, друзья задумали устроить аукцион его картин, но он не имел успеха.

И однако мне помнится очаровательная картина «Гамлет, воспрещающий матери смотреть на портрет покойного короля». Ультраромантическое полотно, купленное, как мне сказали, г-ном де Гонкуром.

У г-на Теофиля Сильвестра есть прекрасные рисунки Рувьера. Уже давно г-н Люке (компаньон Годара) выставил на продажу в качестве работы кисти Жерико картину («Жирондисты в тюрьме»), в которой я тут же распознал руку Рувьера... Большая композиция, дикая и неумелая, даже, можно сказать, детская, но исполненная огня.

Эжен Делакруа восхищался Рувьером как актером.

Г-н Шанфлери написал о нем любопытный этюд в форме новеллы «Актер Трианон».