Анализ стихотворения Пропасть

Анализ стихотворения Пропасть Шарль Пьер Бодлер

Сборник «Цветы зла» принес Шарлю Бодлеру известность с привкусом скандальности, а через некоторое время стал началом нового взгляда на поэзию. До этого момента считалось, что предметом поэзии может быть только прекрасное. Бодлер смог сделать прекрасным безобразное. Его поэзия пропитана противопоставлением двух противоположных категорий: прекрасное и уродливое, жизнь и смерть, бытие и вечность. Практически все его произведения призваны найти ответы на основные вопросы бытия, на поиск истины.

Сборник «Цветы зла» состоит из шести циклов. Сонет «Пропасть» входит в цикл «Сплин и идеал». Существует несколько вариантов перевода в некоторых из них «Пропасть» переведена как «Бездна».

Поэзия Бодлера построена на метафизике. Метафизика – это то, что за физикой, за предметно-чувственным. Шарль Бодлер не просто философствовал на темы бытия, он обладал метафизическим умонастроением, это было его состояние души. Именно в сонете «Пропасть» с особой точность передано это метафизическое состояние души поэта, эта «метафизическая лихорадка», которой «болел» Бодлер. В сонете автор применяет приемы суггестии (магии образов) и отождествляет ночь с бездной, пропастью:

	Мне чудится, что ночь –  зияющий провал,
	И кто в нее вступил –  тот схвачен темнотою.
	Сквозь каждое окно –  бездонность предо мною.

Читатель не просто представляет себе темную бездну ночи. Благодаря точному слову поэта мы можем ощутить холод ночной бездны, ее глубину, страшное пространство с «отравою молчанья». Эти образы подтверждают величие ночи.

Но не все так просто в поэзии Бодлера. Ночь ассоциируется с состоянием души лирического героя:

	Паскаль носил в душе водоворот без дна.

А ночь кажется ему все такой же бездной:

	Мне чудится, что ночь – зияющий провал

Все мысли, мечты и слова – это «алчная» пропасть, которая ведет главного героя в никуда. В этом, наверное, и заключается бессмысленность бытия. Ночь – страшная пропасть, бесчувственная тьма, отравленная молчанием; сны кажутся герою бесконечными кошмарами, и вместе с тем – ночь является олицетворением несбыточных желаний. Тем не менее, лирический герой ищет спасение в этой темной бездне ночи:

	Мой дух с восторгом бы в ничтожестве пропал,
	Чтоб тьмой бесчувствия закрыть свои терзанья.