Анализ стихотворения Маяки

Стихотворение «Маяки» было написано предположительно в конце 40-х годов девятнадцатого столетия. Оно занимает одно из центральных мест в первом цикле «Цветов зла», передавая читателю отношение Бодлера к искусству. Исследователи сходятся во мнении, что «Маяки» созданы автором в полном соответствии с классическими принципами романтизма, отождествляющими искусство с извечным порывом человека к бесконечности.

Первый цикл знаменитого сборника Шарля Бодлера «Сплин и идеал» изобилует произведениями, которые посвящены людям искусства. Среди них – «Альбатрос», «Больная муза», «Соответствия», «Гимн Красоте». Примечательно, что большинство этих произведений рассказывает о нелегком пути поэта. «Маяки» в этом смысле стоят особняком, поскольку они повествуют о судьбах великих художников и скульпторов. По мнению Бодлера, каждый живописец и ваятель, упомянутый в произведении, собственным талантом прославил свое имя среди современников и сумел оставить настоящий клад для потомков.

Первое четверостишие «Маяков» посвящено картинам Рубенса, на которых запечатлены «Река забвения, сад лени, плоть живая…». После Бодлер переходит к творчеству одного из знаковых людей эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Его работы автор сравнивает с зеркалом, в котором отразились «…ангелы, улыбчиво-нежны…». Затем поэт рассказывает читателю о росписях Сикстинской капеллы Микеланджело, где художник изобразил Христа, вершащего Страшный суд, в качественно новом образе. Здесь талантливый живописец отошел от традиционных канонов католической иконографии, воплотив Христа в виде обнаженного великана, похожего на античных героев-полубогов («… смесились Гераклы и Христы…»). Далее Бодлер восхищается творениями французского скульптора Пьера Пюже, жившего в XVII веке. Моделями для его скульптур часто служили каторжники, поэтому Шарль Бодлер называет Пюже «царем каторги».

Кроме того, автор не смог обойти творчество знаменитого испанского живописца Франсиско Гойя, ярко описав его серию офортов «Капризы» («На гнусном шабаше то люди или духи…»). Последним поэт упоминает творения Эжена Делакруа. Этот талантливый художник считается главой романтической школы французской живописи. Он был одним из любимейших мастеров самого Шарля Бодлера.

Все перечисленные творцы являются своеобразными «маяками» или светилами в истории человечества. Великое назначение этих талантливых умельцев – показывать реальную жизнь людей, в которой неразделимо связаны добро, красота и страдание. Они, как никто другой, способны увидеть «…красоту в зверском мятеже» и передать ее сквозь поколения. В «Маяках» автор уже подходит к мысли о том, что прекрасное нельзя ассоциировать исключительно с особой «божественной» или «светлой» сущностью. Красота вездесуща, она вполне может быть порождением «греховного» или «сатанинского». Позднее эта идея получит завершение в другом произведении Бодлера – «Гимн красоте». В нем автор однозначно заявляет о том, что красота стоит выше добра или зла, ее можно соизмерять лишь с бесконечностью.

Однако в любом случае талантливые мастера, сумевшие воплотить образы прекрасного на своих полотнах или запечатлеть их в статуях, заслужили право оставить собственные имена нетленными. Они взмывают ввысь «над тысячью твердынь…» подобно «маякам воспламененным». Над их творениями не властно время, а сами они словно «…рыдания веков, дробящихся у вечности…». Только искусство, согласно представлениям Бодлера, позволяет достичь самого высшего предела мечтаний любого смертного – Бесконечности.

Автор: Евгения Трофимова