Анализ стихотворения Полет «Воспарение»

«Полет» (в альтернативном переводе – «Воспарение») занимает третье место в первом цикле «Цветов зла», точная дата написания произведения не установлена. Исследователи считают, что это стихотворение Шарль Бодлер создавал опираясь на «Крейслериану» Гофмана, «Шагреневую кожу» Бальзака, а также основываясь на главных постулатах христианской мистической традиции, главным представителем которой был шведский ученый и теософ Эммануил Сведенборг.

Стихотворение было поставлено автором на третье место в один ряд с «Благословением» и «Альбатросом» неслучайно. Такая композиция сборника помогает читателю понять особую двуполюсность, характеризующую внутренний мир Бодлера. Поэт утверждал, что в каждом человеке постоянно присутствуют два диаметрально противоположных порыва – один к Богу, а другой в Сатане. Именно первые стихотворения цикла «Сплин и идеал» говорят о божественной природе человечества. В «Полете» автор описывает свободу духа, который «возносится к мирам необозримым…», испытывая полное ощущение раздолья и блаженства. Интересно, что сам Бодлер не пытается удержаться на этих высотах. В заключительных стихотворениях цикла (все четыре «Сплина», «Наваждение», «Ужасное несоответствие»», «Неотвратимое») он как бы спускается с высокого пьедестала в преисподнюю к самому Сатане. То есть силовая линия, проходящая через «Цветы зла», ведет отнюдь не от сплина к идеалу, а напротив от идеального к разрушительному, или от божественной возвышенности к порочной реальности.

Атмосфера, созданная автором «Полета», удивительно легкая и невесомая. Читатель словно парит над землей, устремляясь высоко в небеса за мыслью поэта («… Восторгом схваченный ничем не выразимым…»). В этом произведении Шарль Бодлер четко разграничивает бескрайность небес как высший идеал и «земной туман нечистый, ядовитый». По замыслу автора только приобщение к непорочности неба способно принести утешение человеку. Красота здесь не имеет границ, обличенная в «строгий храм» как в «Соответствиях», наоборот, здесь она показывает всю свою динамичность и постоянное стремление уйти ввысь.

Что же позволяет человеку добиться описанной легкости бытия? Как и для других представителей европейского романтизма, для Бодлера единство человеческого и космического гарантируется не существованием Бога, а непосредственно самими людьми. Для «воспарения» человек использует свое воображение, которое помогает ему одушевлять все существующее на этой Земле. Именно таким людям посвящено последнее четверостишие «Полета», где говориться о тех, «… чья мысль окрылена зарей».

Конечно, не каждый индивидуум способен на подобный полет. Для того чтобы добиться особого сверхприродного состояния души, человек должен быть сопричастен с искусством. Только искусство, по мнению поэта, способно вдохнуть жизнь в природный материал, а его служители (литераторы, художники, скульпторы) могут вознестись так высоко, что достигнут самой Бесконечности. По мысли Бодлера, талантливый поэт в силу своей природы осуществляет возврат в утраченный рай, а сама поэзия является этим «искусственным Эдемом».

Другой темой, явственно проступающей в «Полете», является тема одиночества. Автор во многих своих творениях описывает «прекрасную душу», которая не может найти на земле покоя, не ведает радости, не в силах обрести настоящую любовь. Причем Бодлер доводит романтическую тему одинокой души, неудовлетворенной мирскими обычаями, до логического конца. Если у других поэтов-романтиков душа стремилась превозмочь реальность с целью «слияния» с другими душами, то у Бодлера все более сложно. Здесь ранимая душа творца, едва соприкоснувшись с несовершенством мира, стремиться полностью освободить себя от его воли, для того чтобы воспарить «высоко над землей».

Автор: Евгения Трофимова