Анализ стихотворения Moesta et errabunda

Стихотворение «Moesta et errabunda» входит в сборник стихов Бодлера «Цветы зла», который создавался поэтом в течение всей его творческой жизни. «Цветы зла» вобрали в себя все лучшее из творческого наследия поэта. Этим сборник похож на «Кобзарь» Т. Шевченко или «Листья травы» Уитмена; подобно этим поэтическим изданиям, сборник «Цветы зла» дополнялся с каждым изданием и приобрел окончательный вид и структуру в первом издательстве 1868 года, уже после смерти Бодлера.

«Цветы зла» состоят из шести циклов, организованных по проблемно-тематическому принципу. Каждый цикл занимает определенное место в контексте сборника и играет важную роль. «Moesta et errabunda» – одно из стихотворений цикла «Сплин и идеал». В данном цикле просматривается свойственное Бодлеру амбивалентность, то есть совмещение противоположностей. Автор выражает суть человеческого бытия через его противоречия, а именно посредством противоречий между идеалом и реальностью, что придает существованию драматичности.

«Moesta et errabunda» – латинское название, которое дословно переводится как «Грустные и заблудившиеся мысли». Название стихотворения подчеркивает обреченность стремлений поэта достичь мира гармонии и красоты, мира благородных чувств. По-видимому, лирический герой пытается найти истину бытия. Его душа желает вырваться «из тины городской» и он задается вопросом: «Где дни блаженные невидимо летят? Зачем в такой дали блестят долины рая?» И что такое рай и где он находится? Где находится мир гармонии и благородных чувств?

В стихотворении «Moesta et errabunda» противопоставление взлелеянному в душе идеалу уродливой действительности выражается без трагического надрыва, а с лирической задушевностью. Очевидно, что «на палубе фрегата» лирический герой готов плыть в бесконечность времени и пространства в поисках своего рая.

Восхищенный творчеством Ш. Бодлера Н. Гумилев писал: «Он настолько искренне и горячо верит, что не может удержаться от богохульства. Он истинный аристократ духа». И, правда, вера Бодлера горяча и бесконечна. В «Moesta et errabunda» он выражает веру в то, что далекий рай – это место, «где песни и цветы, забавы, игры, ласки», где вечная любовь. Где можно любить абсолютно «все и всех». Он называет рай Эдемом «невинности, с крылатыми мечтами!».