Анализ стихотворения Дурной монах

Стихотворение «Дурной монах» (в альтернативном переводе – «Скверный монах») является одним из самых ранних произведений Шарля Бодлера. Впервые оно увидело свет еще в 1851 году, а позднее было включено в знаменитый сборник «Цветы Зла». Автор поставил его на девятое место в первом цикле «Сплин и идеал» наряду с другими произведениями, повествующими о центральной роли искусства («Продажная муза», «Больная муза», «Маяки», «Враг», «Люблю тот век нагой…»).

Исследователи творчества Бодлера склоняются к мысли о том, что «Дурной монах» во многом перекликается со стихотворением французского сатирического поэта Анри-Огюста Барбье «Кампо Санто», написанного в 1832 году. В этом произведении описывается фреска «Триумф смерти», находящаяся на пизанском кладбище Кампо Санто. На ней изображена сцена, где веселая группа беззаботных людей случайно натыкается на кучу гниющих трупов, оставшихся после эпидемии чумы.

По структуре и духу стихотворение «Дурной монах» является классическим сонетом, состоящим из двух четверостиший и двух последующих трехстиший. Основная тема произведения – особое значение искусства для развития человечества. В первых строчках Бодлер рассказывает о святых старцах, иноках, которые благодаря аскезе и самоотречению могли открыть подлинный смысл бытия («… истина в картинах представала очам отшельников…»). Далее автор говорит о себе, сокрушаясь о том, что он не принадлежит к числу таких благочестивых монахов. Наоборот, себя он представляет «послушником дурным», который не способен увидеть «…ни одной картины на стенах…». Да и вся обитель его – пустое и унылое место, а дух – «могильный склеп». В последнем трехстишии автор словно взывает к небесам, вопрошая, когда он сумеет превозмочь все несчастия и страдания, чтобы сотворить то, что поможет прославиться ему в веках.

Шарль Бодлер неоднократно говорил, что не каждый смертный способен разгадать саму главную загадку природы. По мысли Бодлера только человеку искусства принадлежит высокая миссия, согласно которой он должен постоянно вторгаться в саму сущность бытия. Однако творец делает это не для того, чтобы умертвить такой хрупкий материал, а для того, чтобы вдохнуть в него жизнь. Лишь талантливый мастер, наделенный особым даром воображения, в состоянии увидеть тайные символы и знаки этого мира. Поэт, художник, скульптор или музыкант может преобразить эти символы, вселив в них искру человеческой души.

Для того чтобы добыть эту самую искру также необходимы определенные условия. Для этого душа творца должна привести себя в особое, «почти сверхприродное состояние». Только в таком состоянии на поэта снисходит вдохновение, которое и позволяет ему «…труд сделать рук моих, любовь моих очей…». Именно поэзия становится для Бодлера самым главным делом не только в его жизни, но и в жизни всего человечества. Только она способна преодолеть притяжение земного мира, чтобы помочь человеку достигнуть небесного или бесконечного.

Автор: Евгения Трофимова