Как превзойти Рафаэля?

В трогательных сценах, порожденных страстями, великий художник нового времени, если он когда-нибудь явится, придаст каждому из своих персонажей идеальную красоту, соответствующую тому темпераменту, который природою предназначен к живейшему переживанию именно этой страсти.

Вертера нельзя представить по своему усмотрению сангвиником или меланхоликом, а ловеласа — флегматиком или холериком. Не добрейший кюре Примроз и не очаровательный Кассио наделены холерическим темпераментом, а еврей Шейлок, мрачный Яго, леди Макбет, Ричард III. Очаровательная и чистая Имогена немного флегматична.

Руководствуясь первыми своими впечатлениями, художник создал Аполлона Бельведерского. Но согласится ли он равнодушно копировать Аполлона всякий раз, когда захочет изобразить юного и прекрасного бога? Нет, он установит связь между деянием и характером красоты: Аполлон, избавляющий землю от змея Пифона, будет отличаться большей силой; Аполлон, желающий понравиться Дафне, будет наделен более тонкими чертами[1].


Примечания

  1. «История живописи в Италии», гл. 101. И такое печаталось в 1817 г.!