VI. Рисунок, гравюра

БРИЛУЭН

Г-н Брилуэн прислал пять рисунков, выполненных черным карандашом, несколько сходных с рисунками г-на Лемюда, но более уверенных и, пожалуй, более самобытных. Композиция, в общем, заслуживает одобрения. «Тинторетто, дающий урок рисования своей дочери» — просто превосходная работа. Отличительное качество этих рисунков — благородство манеры, серьезность и удачный выбор моделей.

КЮРЗОН

«Серенада в лодке» — одна из самых изысканных вещей в Салоне. Расположение всех фигур исключительно удачно; что за интересная мысль — изобразить старика, лежащего среди гирлянд на корме суденышка! В композициях г-на Брилуэна и г-на Кюрзона есть нечто общее; в особенности их роднит то, что они хорошо нарисованы — и нарисованы с умом.

ДЕ РЮДДЕР

Как нам кажется, г-ну де Рюддеру первому пришла удачная мысль делать серьезные и емкие рисунки, или, как их прежде называли, картоны. Будем ему за это благодарны. И все же, хотя эти работы вызывают уважение и задуманы основательно, они кажутся нам значительно ниже того, на что претендуют! Сравните для примера лист «Пастух и мальчик» с новыми рисунками, о которых мы только что говорили.

МАРЕШАЛЬ

«Гроздь винограда», бесспорно, неплохая пастель, приятная по цвету. Однако все художники, принадлежащие к школе Меца, заслуживают упрека в том, что они достигают обычно лишь мнимой значительности, лишь имитации подлинного мастерства. При всем том мы ни в коей степени не намерены принизить их заслуг. То же относится и к

ТУРНЕ,

исполнение которого, несмотря на дарование и хороший вкус, никогда не поднимается до уровня его замыслов.

ПОЛЛЕ

представил две отличные акварели, сделанные «под Тициана», показав тем самым блестящее проникновение в суть оригинала.

ШАБАЛЬ

Гуашь «Цветы»—плод добросовестного изучения натуры и производит приятное впечатление.

Альфонс МАССОН

Портреты г-на Массона хороши по рисунку. Должно быть, они очень похожи на модель, ибо работа говорит о настойчивости и трудолюбии художника. С другой стороны, рисунок его жестковат, сух и мало походит на рисунок живописца.

Антонен МУАН

Подобные сумасбродства могут взбрести разве что в голову скульптора. Подумать только, до каких крайностей доводит иных романтизм!

ВИДАЛЬ

Насколько помнится, мода на рисунки г-на Видаля пошла с прошлого года. Пора с этим покончить. Есть люди, которые во что бы то ни стало стремятся создать г-ну Видалю репутацию серьезного рисовальщика. Между тем его работы — это, безусловно, завершенные и в то же время отнюдь не совершенные рисунки; мы готовы, однако, признать, что они изящнее, чем работы Морена и Жюля Давида. Надеюсь, мне простят мою настойчивость, но как не возвратиться к этой теме, если уже нашелся критик, который в связи с г-ном Видал ем умудрился вспомнить о Ватто.

Г-жа ДЕ МИРБЕЛЬ

Неизменно верна себе — ее портреты выполнены с большим мастерством. Большая заслуга художницы в том, что она первая взялась за разрешение задач настоящей живописи в неблагодарном и женственном жанре миниатюры.

АНРИКЕЛЬ-ДЮПОН

доставил нам приятную возможность вторично полюбоваться великолепным портретом г-на Бертена работы г-на Энгра, единственного истинного портретиста во Франции. Этот портрет, без всякого сомнения, прекраснейший из всех, сделанных г-ном Энгром, не исключая даже портрета Керубини. Быть может, гордая осанка и значительность модели удвоили дерзновенную смелость г-на Энгра, художника и без того в высшей степени дерзкого. Что же касается гравюры г-на Дюпона, то при всей добросовестности ее выполнения она, как нам кажется, несколько обедняет замысел живописца. Не смеем настаивать, но создается впечатление, что гравер что-то упустил то ли в выражении глаз, то ли в линиях носа.

ЖАК

Г-н Жак — новая знаменитость, которой, как мы надеемся, обеспечено большое будущее. Замысел выставленного им офорта превосходен, а его выполнение отличается большой смелостью. Работы г-на Жака на меди своей свободой и четкостью напоминают старых мастеров. Говорят, в настоящее время он с успехом осуществляет репродукции некоторых офортов Рембрандта.